Характеристика стилей руководства

Возникновение понятия “Стиль руководства” и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля. Наглядно-лаконичную характеристику этих трех стилей руководства в 1988 году представила Г.Андреева. Классификация по Андреевой представляет собой схему двухмерного описания каждого стиля, включая его формальную и содержательную сторону.

 

Авторитарный (директивный) стиль.

Формальная сторона

Содержательная сторона

  1. Деловые, краткие распоряжения.

  2. Запреты без снисхождения, с угрозой.

  3. Четкий язык, неприветливый тон.

  4. Похвала и придирки субъективны.

  5. Эмоции в расчет не принимаются.

  6. Показ приемов - не система.

  7. Позиция руководителя - вне группы.

  1. Дела в группе планируются руководителем заранее и во всем их объеме.

  2. Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны.

  3. Голос руководителя - решительный.

 

Демократический (коллегиальный) стиль.

Формальная сторона

Содержательная сторона

  1. Инструкции в форме предложений.

  2. Не сухая речь, а товарищеский тон.

  3. Похвала и порицание - с советами.

  4. Распоряжение и запреты - с дискуссиями.

  5. Позиция руководителя - внутри группы.

  1. Мероприятия планируются в группе.

  2. За реализацию предложений отвечают все.

  3. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

 

Нейтральный (попустительский) стиль.

Формальная сторона

Содержательная сторона

  1. Тон конвенциальный.

  2. Отсутствие похвалы, порицаний.

  3. Никакого сотрудничества.

  4. Позиция руководителя - незаметно в стороне от группы.

  1. Дела в группе идут сами собой.

  2. Руководитель не дает указаний.

  3. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп.

 

Эти три таблицы можно свести в одну сравнительную таблицу:

Параметры взаимодействия с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный

Демократический

Нейтральный

принятие решений

решения принимаются единолично

решения принимаются после обсуждения в группе.

решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства

способ доведения решения

приказы, распоряжения, команды

предложения, советы

просьбы

отношение ответственности

или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных

коллективная ответственность

снимает с себя всякую ответственность

отношение к инициативе

подавляется

поощряется

отдается в руки подчиненных

отношение квалифицированным кадрам

стремится задавить

стремится максимально эффективно их использовать

отпускает их в “свободное плаванье”

отношение к недостаткам собственных знаний

недостатков нет “и не может быть по определению”

постоянно повышает свою квалификацию

нет “большого значения”

стиль общения

“держит дистанцию”

поддерживает дружеское общение

избегает общения

характер отношений с подчиненными

в зависимости от настроения

манера поведения со всеми как с равными коллегами

мягкая манера поведения

отношение к дисциплине

жесткая формализованная дисциплины

сторонник дисциплины “разумной достаточности”

формально-попустительское отношение

отношение к моральному воздействию на подчиненных

неотвратимость наказание - основной метод стимулирования

необходимо использовать различные методы поощрения и наказания

безразличное

 

При применение вышеуказанного деления стилей руководства, следует иметь в виду, что нельзя, как правило, конкретный стиль в конкретной организации причислить к определенному "академическому" стилю. Это связанно с тем, что:

1.  Нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой.

2.  В чистом виде тот или иной стиль руководства в каждом конкретном эпизоде может себя и не обнаружить, что связанно с рядом социально - психологических факторов, которые с неизбежностью приходится учитывать руководителю:

*  специфика данной ситуации,

*  своеобразие решаемых задач,

*  квалификация, сработанность, личные особенности членов коллектива и т.д.

3.  Демократическое и авторитарное руководство имеют своим результатом, как правило, примерно равные показатели продуктивности.

4.  Удовлетворенность трудом, преимущественно - за демократическим стилем руководства;

5.  В ситуациях, близких к экстремальным, наибольшая удовлетворенность наблюдалась в группах с авторитарным руководством.

6.  Для членов коллектива, при авторитарным стиле руководства, удовлетворенность групповым членством зависит:

*   от личностных характеристик;

*   от уровня культуры и менталитета.

Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля.

Hosted by uCoz